Как высушить срез дерева?

Способы сушки древесины. Как правильно высушить древесину, чтобы в ней не образовались трещины

Любому самодельщику известно, что даже хорошо обработанная сырая древесина становится со временем ворсистой и плохо поддается отделке. Такую древесину потом трудно шлифовать, а лаковые и красочные покрытия на ней трескаются и осыпаются. Изделия из сырой древесины коробятся и покрываются глубокими трещинами, которые возникают из-за неравномерного высыхания ее слоев (дело в том, что при сушке верхние слои пиломатериалов высыхают и уменьшаются в объеме быстрее, чем внутренние).

Минимальная влажность древесины растущего дерева бывает зимой, а максимальная — ранней весной. Конечно, заготовку древесины, кроме осины, лучше осуществлять в период, когда в ней почти нет соков. В этом случае она меньше растрескивается и коробится. Чем сильнее усыхает древесина, тем многочисленнее и глубже в ней трещины. Древесина мягких пород усыхает меньше, чем твердых. При этом мягкая древесина высыхает быстрее, не так сильно коробится и растрескивается, чем твердая. По степени усушки древесину различных пород деревьев подразделяют на три группы: малоусыхающая — ель, ива, тополь, сосна, кедр; среднеусыхающая — дуб, липа, осина, ясень, вяз; сильноусыхающая — лиственница, береза, клен, яблоня.

Как же высушить древесину, чтобы в ней не образовались трещины? Это вопрос вопросов для каждого мастера. В любой древесине содержится определенный процент влаги. И удалять последнюю следует так, чтобы древесина — этот благородный, теплый, солнечный материал — не покоробилась. Заготавливать древесину надо поздней осенью или зимой. В это время в ней минимум влаги, она меньше растрескивается, а мастеру остается лишь только досушить ее.

Способы сушки древесины

Способов сушки в принципе много. И в зависимости от условий и обстоятельств мастер сам принимает решение, как он поступит с данным материалом. Учтите, что здесь речь пойдет не о промышленной сушке древесины, хотя некоторые ее приемы годятся и для сушки в «индивидуальном порядке».

Сушку древесины в лесу прямо на корню проводят с весны до конца лета. На выбранном для рубки дереве вокруг ствола снимают широкое кольцо коры (ближе к корням). Влага перестает поступать в крону дерева и оно постепенно высыхает. Причем такой сушке способствует листва, которая интенсивно «вытягивает» из ствола влагу. Подсохшее дерево валят и распиливают. Другой, аналогичный способ заключается в том, что, спилив дерево, две трети ствола очищают от коры, не трогая веток с листьями и верхнюю часть кроны. Оставшаяся листва за две недели, как мощный насос, выкачивает из ствола влагу, на удаление которой при обычной сушке на открытом воздухе потребовался бы не один месяц. После двух-трех недель ствол распиливают на кряжи нужной длины. Окоренные и подсохшие кряжи везут домой и досушивают под навесом на настиле.

Сушка древесины на воздухе отличается простотой и доступностью. Пиломатериалы укладывают штабелем под навесом, защищая от дождя и прямых солнечных лучей. Под навесом для пиломатериалов готовят ровное основание, для чего используют бруски, бревна, толстые трубы или рельсы, на которые поперек и укладывают доски. Расстояние от нижнего слоя досок до земли должно быть не меньше 30 см. Сырую землю под штабелем желательно накрыть рубероидом (разрешается старыми кусками), сеном или соломой. Балки основания выставляют так, чтобы верхние части брусков или труб находились в одной плоскости. Причем основание штабеля не обязательно должно быть строго горизонтальным, главное, чтобы балки основания составили бы единую плоскость и не деформировались бы под нагрузкой. Сохнет лес медленно — от нескольких месяцев до нескольких лет. Летом сохнет лучше. Торцы досок или кругляка замазывают сметанообразным раствором извести с небольшой добавкой столярного клея, любыми краской, олифой, маслом. Штабель желательно с боков укрыть от продувания ветром и от косого дождя. Подобные меры безопасности предохранят лесо- и пиломатериалы от быстрого высыхания и растрескивания. Не забудьте также о прокладках, которые укладывают между слоями сохнущего материала поперек досок в штабеле на расстоянии 1 м друг от друга. Крайние прокладки в штабеле располагают вровень с торцами досок.

Если предстоит сушить кряж (или чурак) из мягкой древесной породы, то кору с него целесообразно не снимать (рис. 1, а), а сделать на ней поперечные зарубки топором, это даст доступ воздуха к древесине, причем кору следует подрезать именно поперек, сохранив ее как стягивающий обруч, который предохранит древесину от растрескивания. Некоторые мастера предпочитают сушить ошкуренный чурак, оставив на концах не снятую кору в виде колец шириной около 15. 20 (см. рис. 1, б).

Читайте также:
Чем чистить кухню из дерева?

Рис. 1. Подготовка кряжа для естественной сушки:
а — на кору нанесены поперечные прорези; б — кора удалена в средней части.

Некоторые мастера предпочитают резать объемные поделки из сырой древесины. Тогда, понятно, возникает вероятность растрескивания готовой поделки при ее высыхании. Чтобы снизить эту вероятность, резчики придумали некоторые хитрости. Из чурака предстоит, например, изготовить колонну для ворот или калитки, балясину для крыльца и т. д. В этом случае в поделке (чураке) часто сверлят осевое сквозное отверстие, которое помогает чураку сохнуть изнутри. Отверстие потом рассверливают до диаметра 40. 50 мм. Как это делать? Об этом мы поговорим в другой раз.


Рис. 2. Продольный разрез в стволе предохраняет его от растрескивания.

Часто наружную поверхность поделки сразу после обработки вчерне покрывают растительным маслом, это защищает древесину от интенсивного высыхания снаружи, а значит и от растрескивания. Такую технологию сушки готовых изделий применяют многие мастера, так как по сырой древесине объемную вещь легче резать. Если мастер решил выполнить резную колонну-опору из длинного бревна, то на бревне просто формируют с помощью циркулярной электрической пилы с одной стороны продольный паз глубиной на 4. 5 мм больше радиуса бревна (рис. 2). Эта щель во многом предотвратит растрескивание ствола при сушке. Впоследствии пропил заделывают вставкой на водостойком клею, при этом колонну устанавливают так, чтобы пропил не был виден.

На Руси издавна широко использовалась сушка древесины в зерне. Влажную деревянную заготовку зарывали в зерно ближе к весне. За несколько недель зерно впитывало в себя всю влагу из древесины. Затем заготовку выдерживали при комнатной температуре и смело пускали в дело, не боясь появления трещин.

«Лишнюю» воду в древесине мягких пород (сосна, липа и другие) можно удалить вывариванием заготовок в пресной воде. При вываривании древесина освобождается от внутренней влаги и становится при этом эластичнее и мягче. Из такой распаренной древесины обычно сразу же вырезали ложки, солонки и прочую кухонную мелочь. Сырые горячие чурбаки резать одно удовольствие. Досушивают изделия в комнатных условиях. Замечу, что тонкостенная посуда, вырезанная из проваренной древесины, высыхает так быстро, что трещины просто не успевают появиться. Вываривание древесины в соленой воде также предупреждает ее растрескивание. Попутно соль надежно защищает древесину от гнилостных микробов. В домашних условиях небольшие заготовки из твердой и мягкой древесины вываривают в кастрюлях. На 1 л воды кладут 4. 5 столовые ложки поваренной соли. Древесину варят на медленном огне в течение 2. 3 ч, затем сушат при комнатной температуре.

Вываривание в масле и олифе небольших фрагментов твердой древесины не только исключает появление трещин, но и усиливает декоративную ценность древесины. Заготовки «кипятят» в льняном или хлопковом масле, а также в натуральной олифе. Масло вытесняет влагу, заполняя в древесине межклеточное пространство. Вываренную древесину сушат при комнатной температуре. Просушенная древесина становится прочнее, отлично шлифуется и не впитывает влагу. Давно и широко известный способ сушки заготовок или готовых изделий, выполненных на токарном станке, — зарывание их в стружки. Резчики «закапывали» неоконченные изделия в стружки или опилки, где они равномерно высыхали и не коробились, и не трескались.

На способности бетона втягивать в себя влагу основана сушка на цементном полу. Сырые заготовки укладывают на сухой чистый бетонный пол. В течении дня несколько раз заготовки переворачивают так, чтобы попеременно то одна, то другая ее плоскость прилегала к бетонному полу.

Мастер, хорошо знающий строение и механические свойства древесины с помощью пилы, сверла, стамесок и топора может даже по своему усмотрению направить процесс сушки в нужное русло.

Вопрос к тем, кто имеет опыт сушки дерева (+)

Решил впервые заготовить дубовых плашек на рукоятки. Перечислю, что делал в хронологическом порядке.
– выбрал из комлевой части дерева красивые по фактуре поленца;
– обработал спилы ПВА;
– три недели держал в пакетах, завернутыми в газеты;
– ежедневно менял газеты;
– после четвертой недели, достал из пакетов и разложил на сухом теплом чердаке;
– через 3-4 дня увидел, что спилы начали трескаться;
– обколол и опилил лишнее, сделав заготовки 150Х50Х40мм;
– уложил заготовки в оцинкованное ведро, залил подсолнечным маслом, притопил грузом, поставил на небольшой огонь на 6-7 часов.
– утром, когда все остыло, достал испорченные заготовки.
Вопрос, что я делал не правильно?

Вопрос, что я делал не правильно?

Дуб поленом сушить надо и кору не снимать. Если ствол толстый чурку на четвертинки.
Сушить сразу в сухом месте без газет и пакетов пока не высохнет.
После порванные торцы спилить и начать выбирать древесину на плашки.
Быть готовым к тому что мало-мальская влажность приведёт к образованию трещинок по чёрточкам так что обработка маслом в готовом изделии обязательна.

Читайте также:
Как вытащить гвоздь из доски?

А что быстрые способы сушки в масле или соленой воде с дубом не работают?

Стволы при кипячении рвёт а при сушке раздирает в щепки
Про масло это типа вымещения-замещение на клеточном уровне?

Типа этого. В моем случае получились угли пропитанные маслом.

Дуб так реагирует на горячее масло – чёрным становится но о сушке тут речь идти не может – только пропитка.

Саша 4х4
Решил впервые заготовить дубовых плашек на рукоятки. Перечислю, что делал в хронологическом порядке.
– выбрал из комлевой части дерева красивые по фактуре поленца;
– обработал спилы ПВА;
– три недели держал в пакетах, завернутыми в газеты;
– ежедневно менял газеты;
– после четвертой недели, достал из пакетов и разложил на сухом теплом чердаке;
– через 3-4 дня увидел, что спилы начали трескаться;
– обколол и опилил лишнее, сделав заготовки 150Х50Х40мм;
– уложил заготовки в оцинкованное ведро, залил подсолнечным маслом, притопил грузом, поставил на небольшой огонь на 6-7 часов.
– утром, когда все остыло, достал испорченные заготовки.
Вопрос, что я делал не правильно?

Все делал правильно четтыре недели-дальше сам создал себе засаду:
Комель в газетах сушить пока не будет выделяться влага на стенках пакета
(томно,нудно-но надежнее)
2)досушивать в прохладном,не теплом месте
3)масло испортил зря-лучше периодически протирать заготовку (торцы и пласти)глицериновым маслом(в аптеках продают)
И еще очень важно для заготовки-направление волокон сувели-чем больше поперечных резов волокон-тем выше вероятность растрескивания
И пожалуй последнее-дуб не варить нужно,а пропаривать.
Все вышесказанное -мое личное мнение

Комель в газетах сушить пока не будет выделяться влага на стенках пакета
(томно,нудно-но надежнее)
2)досушивать в прохладном,не теплом месте

методов сушки-стабилизации довольно много, вам нужно подобрать под свои условия быта и ритма дел. дуб можно парить, а можно и варить, я лично варю его уже не первый раз и за всё время “полёт нормальный”. почитайте внимательнее темы, используйте любые бытовые предметы – микроволновка, духовка и т.д., выберайте режимы и технологии удобные для себя. только помните, эксперсс методов (аля неделя в быту нет и быть не может)

Саша 4х4
А почему так долго? Тут написано 2-4 раза.

Смысла не вижу сушить дуб, когда его кругом навалом.
Во первых, во вторых его никто не варит, у дуба для сушки только два пути, либо сушильная камера (сушат в досках закрашивая торцы) производственный метод ускоренной сушки порядка недели , а то и нескольких в зависимости от толщины материала, некоторые используют вакуумный метод в прессеах вот например http://vacuumdrying.narod.ru/oak.htm
далее, и самый правильный метод, это естественная сушка дуба, в сухом помещении с постоянной комнатной температурой и влажностью, опять же сохнет в зависимости от толщины заготовок без попадания прямых солнечных лучей, от года и выше.
В любом случае, заготовки для сушки следует делать с плюсом по всем трём параметрам, закупоривание торцов обязательно, но растрескивание дуба неизбежно при любом методе сушки, что ускоренной, что естественной.

дуб можно парить, а можно и варить

Смысла не вижу сушить дуб, когда его кругом навалом.

Как сушить спилы чтобы они не трескались?

Как сушить древесину чтобы она не трескалась?

Сушить дерево следует в сухом, хорошо проветриваемом помещении, сложив в штабель. Между заготовками нужно положить брусочки, чтобы обеспечить вентилируемые просветы. Во избежание образования трещин торцы бревен следует покрыть смолой или маслом.

Читайте также:
Как собрать стол своими руками из доски?

Как быстро высушить доску в домашних условиях?

Самый быстрый, но самый дорогой — сдать доски в специализированную сушилку, однако такие сушилки берут обычно только большие партии леса. В домашних условиях быстро и качественно высушить доски можно с помощью инфракрасной бескамерной сушилки которую можно купить в специализированных строительных магазинах.

Как сушить Слэб?

Сушка заготовленных слэбов

Сушку больших заготовок проводят естественным способом на открытом воздухе. Суть этого метода заключается в укладывании досок штабелями, с сохранением между ними продуваемых просветов, через которые воздух уносит испаряющуюся влагу.

Как правильно сушить дуб в домашних условиях?

Быстрая сушка древесины дуба

Если дерево нужно высушить в короткий промежуток времени, то можно использовать старый способ, изобретенный предками: доска оборачивается бумагой (от 5 до 15 слоев), поверх одевается полиэтилен с проделанными в нем отверстиями.

Как можно быстро высушить дерево?

Если объемы древесины не очень большие, а высушить надо быстро, то вполне можно воспользоваться экспресс-сушкой при помощи газет. Для этого доски оборачивают в 5—10 слоев газетной или обычной бумаги, заматывают в полиэтиленовый пакет и выкладывают на батарею или в любое другое теплое место.

Как сушить березу для поделок?

Первое: берёза должна быть лежалой- упавшая, сваленная и пролежавшая с ветвями и листьями не менее месяца. Второе: нарезать на кряжи с запасом по длине 20-30см , ошкурить и разрезать вдоль. В зависимости от влажности заготовки подсушить на улице в тени 3-8 дней.

Как правильно варить дерево?

Варить нужно древесину на среднем огне в течение трех часов. Время вываривания может быть различным, в зависимости от количества древесины в емкости. Для небольших деревянных элементов можно использовать большую кастрюлю, приготовив раствор из расчета 5 столовых ложек соли на литр воды.

Сколько времени надо сушить доски?

На улице, при атмосферной сушке, сосна (ель) толщиной 40 мм и начальной влажностью 50-60%, на прокладках толщиной 25 мм, сохнет в среднем 50-60 суток в осенне-зимний период и 30-40 в весенне-летний.

Чем обработать торцы досок при сушке?

Известен способ подготовки досок для их естественной сушки, в котором для предупреждения растрескивания закрывают (закрашивают) торцы досок масляной краской или несколько раз пропитывают горячей олифой или битумом.

Какая древесина не трескается при сушке?

Естественная сушка древесины

Если дерево представляет собой чурак в коре, то ее лучше не снимать, а сделать вырубку поперек ствола. Кору шириной 10 сантиметров можно оставить по краям чурака. Важно знать, что липа, ольха, береза и осина при умеренной сушке высыхают без трещин.

Как правильно сушить мореный дуб?

Сушка в вакуумной камере

  1. Пиломатериал выдерживают в антисептическом растворе с проникающим действием не менее чем 2 часа.
  2. Подготовленный дуб помещают в камеру для сушки при постоянной влажности 50% и температуре 25°С в зависимости от толщины заготовок на 5–10 суток.

Когда лучше всего заготавливать древесину?

Время заготовки древесины для разных пород разное. Так, сосну лучше рубить ранней осенью, потому что весной или после сильных морозов дерево, полное сока, заражается насекомыми и грибами, разрушающими структуру бревна. Дуб заготавливается, когда с него полностью опадут листья.

Как высушить дерево

Древесина очень популярный строительный материал, но у нее есть одно весьма неприятное качество – усушка. Причем при высыхании, потому что верхний слой сохнет быстрее внутреннего, древесина может трескаться, искривляться. Поэтому нужно знать, как высушить дерево, чтобы в процессе или после работы не случилось неприятного сюрприза.

Описание процесса

При сушке в древесине проходят два параллельных процесса. Чем больше масса и объем, тем дольше будет длиться сушка. Сначала высыхают верхние слои, одновременно сохнут внутренние, причем влага из последних переходит в верхние. Если материал в дальнейшем будет эксплуатироваться в помещении с отоплением, то он должен досушиться еще и там.

Читайте также:
Как снять старый слой краски с дерева?

Проверить влажность можно сжатием в руке стружек. У полностью сухого дерева они должны сразу сломаться. На производстве влажность определяется при помощи электровлагомера. Самым подходящим периодом для самостоятельной заготовки древесины будет период с момента сброса листьев до начала набухания почек.

Время, необходимое для сушки до 18-22% влажности пиломатериалов

Сушка на корню

Далее рассмотрим, как высушить дерево на корню. Делать это нужно строго с весны до последнего месяца лета. Отступив от земли 0,3-0,5 м, нужно снять кору (1-1,5 м) по всей окружности ствола. При таком способе дерево сохнет достаточно быстро, и когда листва опадет, его можно срубить и распиливать.

Для деревьев в лесу может применяться другая методика. Сначала надо спилить дерево, на 2/3 ствола снять кору, немного отступив от места спила. Листва дерева будет потреблять из оголённого ствола всю оставшуюся воду, и оно высохнет за 2-3 недели. После разделки такую древесину все равно нужно подержать еще для досушки под навесом, но ни в коем случае, не складывать на голую землю.

Сушка на открытом воздухе

Выше было рассмотрено, как засушить дерево на корню, далее рассмотрим, как высушить дерево в открытом пространстве. Для этого нужно построить настил на некотором уровне над землей, закрыв его от осадков и от солнца. На него укладываются спиленные деревья, причем с хвойного кругляка обдирать кору не нужно, могут появиться ненужные трещины. В обработке торцов используются известь, раствор соли пищевой или жидкий клей, это нужно для защиты от гнили. При таком способе, конечно, дерево будет сушиться долго в зависимости от погоды, влажности, толщины бревен или досок. В зависимости от пород сушка длится:

  1. хвойные и мягкие лиственные – от 1 до 1,5 лет;
  2. твердые – от 2 лет.

Вываривание и запаривание

В давние времена, когда в обиходе была только деревянная посуда, уже знали, как засушить дерево, и пользовались такими методами сушки древесины, как запаривание и вываривание. Вкратце можно сказать, что деревянные заготовки под посуду варились. В процессе запаривания – в растительном (льняном) масле часов 5-6, влага должна сместиться маслом. А после этого материал должен посушиться еще под солнечными лучами.

В процессе вываривания заготовки кипятились в воде в зависимости от объема воды и исходной заготовки. А после необходимо их досушить внутри прохладного помещения. У каждой технологии свои тонкости и нюансы.

Высушивание газетами и соломой

Для небольших кусков древесины подходит способ, когда они заворачиваются в сухую газету и упаковываются в полиэтиленовый пакет, потом, по мере увлажнения, газета меняется на сухую, и так несколько раз. Это может длиться от 3 до 4 недель, для ускорения можно делать газетный слой толще, но для дерева характерна способность трескаться при слишком быстром высыхании. Для ускоренной просушки можно класть заготовки в газету в теплое место, например, на батареи. Газетки менять каждые 2-3 часа, но тут нужно следить, чтоб не появлялись трещинки. В таком случае, можно на батарею выкладывать на ночь, а днем снимать.

Соломой сушка осуществляется по тому же принципу, разница лишь в том, что ее необходимо проводить на открытом воздухе, соорудив навес для защиты от влаги. Тут есть большой плюс в том, что солому нет нужды менять ежедневно, она высыхает сама. Альтернативой соломе могут послужить опилки или же сухая стружка.

Существуют и другие способы, как высушить древесину:

  1. при помощи микроволновой печи, для небольших чурочек;
  2. сушка в песке;
  3. под воздействием электрического поля, поместив между электродами;
  4. путем закапывания в зерно ближе к весне.

Как высушить срез дерева?

Достать хорошую, тем более сухую древесину для самодеятельного резчика — всегда проблема. Поэтому часто приходится решать вопрос: как (и можно ли) резать из сырой древесины или как ее высушить поскорее. Мы рассмотрим здесь несколько примеров, встречавшихся в практике и отвечающих на эти вопросы, но сначала немного о том, как в домашних условиях высушить древесину, когда она планируется впрок, т. е. имеется один-два года в распоряжении резчика. Если такая древесина представляет собою кряж (чурак) в коре, то целесообразно не снимать кору, а сделать на ней топором вырубки поперек ствола (рис. 41), чтобы дать доступ воздуха к древесине, но не резать кору вдоль, сохранив ее как стягивающий слой, предохраняющий древесину от растрескивания.

Читайте также:
Как самому сделать нарды из дерева?

Другие мастера используют для сушки ошкуренный в средней части чурак, оставляя лишь не снятой кору по концам шириной около 20 см.

Замечено, что такие породы древесины, как липа, тополь, осина, береза, ольха, при умеренной сушке высыхают без трещин даже полностью ошкуренные, но для дуба кора сохраняется целиком, он требует постепенной, длительной. Сушки и в толстых кряжах сохнет до семи лет. Склонны к растрескиванию при высыхании: граб, ясень, клен, буи; в меньшей степени — сосна, ель, пихта, лиственница, кедр.

В любом случае торцы заготовки следует обильно закрасить масляной краской или промаслить растительным маслом; иногда их заделывают смолой с бумагой или промасленной бумагой, а еще лучше — залепить пластилином. Сушить древесину естественным путем надо так, чтобы процесс сушки был постепенным, замедленным, но в сухом, проветриваемом помещении. Растрескавшиеся концы заготовки после сушки отпиливают.

Липа, как древесина мягкая и пористая, при естественной сушке дает хорошие результаты, не требует особого ухода. Так, например, автору удалось высушить без единой трещины два отреза свежеспиленного дерева (длиной около 80 см). В течение года — от января до января полностью ошкурен ные и залепленные с торцов пластилином чураки стояли на балконе, но закрытые от попадания дождя или снега. Затем один из чураков был распилен на заготовки. Заготовки, внесенные в помещение, не показали даже мелких трещин на торцах, хотя процесс естественной сушки с учетом изменившихся условий продолжался. Часть заготовок была использована сразу же в резьбе для мелких деталей (см. рис. 44 вклей

Обратим внимание читателя и на дошедшие до нас устные сведения о приемах сушки древесины старыми народными умельцами. Перед сушкой заготовку (или вчерне обработанную поделку) вываривали в течение нескольких часов в кипящей воде с целью растворения и извлечения из древесины внутриклеточной влаги (см. свойства древесины). После этого древесина высыхала значительно быстрее. Это замечание особенно следует учесть при сушке капа (см. описание капа).

Если поделка или в черновом виде обработанная заготовка были выполнены из сырой древесины, то для замедленного процесса сушки их помещали в мелко нарезанную солому (сечка, добавляемая в корм скоту) или завернутыми в тряпку закапывали в умеренно сырую землю. Древесина сохла постепенно вместе с сечкой или землей.

Ускоренный процесс сушки древесины. Этот метод предлагается вниманию читателей на основании опытов, проделанных автором и его товарищами по резьбе за рубежом, где специфические условия не позволяли располагать длительным временем для естественной сушки древесин. Если имеется кусок дерева, предназначенный для одной какой-либо модели, скульптур например, или для распиливания на части с целью выполнения отдельных, более мелких поделок, то ускоренную сушку древесины можно провести следующим образом.

Заготовка оборачивается в несколько слоев газетой, опускается в полиэтиленовый пакет (мешок), он завязывается или герметично обматывается пленкой (клеенкой), помещается в горячее место, на батарею например, и периодически поворачивается, чтобы древесина прогревалась насквозь. Выделяющаяся влага будет поглощаться газетной бумагой, которую нужно менять два-три раза в сутки. По тяжести извлекаемой бумаги реально ощущается выделяемая древесиной влага. Повышенная температура способствует быстрому перемещению влаги по древесине, а паровая рубашка, создаваемая герметизацией, сохраняет для внешних слоев влажную атмосферу. В случае появления снаружи мелких трещин нужно прогреть заготовку в пленке без бумаги или уменьшить слой газет.

Выполнялись эксперименты и по-другому: вместо газет для удаления влаги проделывалось маленькое отверстие сверху пакета для выхода пара или снизу — для стока конденсата. Однако трудно угадать величину отверстия, чтобы создать нужную влажную среду. Кроме того, этот способ приводит еще к одному недостатку: к отпотеванию отдельных мест пакета изнутри и как следствие к намоканию в этом месте соприкасающейся с пакетом древесины.

Менее беспокойный метод, но также дающий неплохие результаты, заключается в следующем. На ночь древесина, упакованная в газеты и защитную оболочку из пленки, помещается в горячее место, и на день прогревшийся кусок дерева извлекается на естественную сушку в прохладном месте, но уже без упаковки. Нужно не забывать на ночь снова его положить на паровое прогревание в обертке, иначе за отрезок времени, больший, чем один день, снаружи на древесине может появиться сеть мелких трещин, в дальнейшем увеличивающихся.

Читайте также:
Как покрасить паркетную доску?

Сушка древесины в процессе работы. Возможность такого способа зависит от той поделки, которая выполняется. Рассмотрим это на конкретных примерах.

Выполняется витая колонна (рис. 13 вклейки) из части ствола эвкалипта высотой (без основания и головки) около метра и диаметром 22 см. древесина лежала несколько лет под дождем на земле, была совершенно сырой. После того как цилиндр для колонны снаружи был обработан (технология обработки колонны будет изложена далее), вся его внешняя поверхность была покрыта растительным маслом. В этот же или на другой день внутри цилиндра было просверлено отверстие, которое потом расширялось до диаметра около 7 см. Именно эта возможность просверлить отверстие в изделии позволила начать резать по сырому, что, в свою очередь, облегчило труд по обработке древесины. дерево стало сохнуть с внутренних слоев, благодаря чему внешние слои, защищенные маслом от высыхания (на ночь для подстраховки изделие заворачивалось в полиэтиленовую пленку), претерпевали сжатие, а не расширение, как это получилось бы при обычной сушке. Заметим кстати, что растительное масло, нанесенное на древесину с поверхности, не блокирует полностью выделение влаги снаружи. В меру дерево сохнет и с внешних слоев, и с торцов, но изнутри более интенсивно.

Сверление и расширение отверстия длилось несколько дней, в течение которых заготовка подсохла изнутри. Появились деформации на сжатие внешних слоев, дальнейшая работа с наружной поверхностью делалась в течение недель. На ночь поделка заворачивалась в пленку или клеенку с газетами, завязывалась (без подогрева). В это время шло полезное перераспределение влаги от внешних слоев к внутренним и к торцам. Снаружи поделка маслом больше не смазывалась.

Когда внешняя поверхность колонны была обработана полностью, можно было позволить подсушить ее немного и протереть растительным маслом как окончательным защитным покрытием и не беспокоиться больше о сушке древесины: высыхание может происходить через внутреннее отверстие как угодно долго, не мешая работе. Через месяц на поверхности отверстия появились трещины, усилившие доступ воздуха в толщу древесины.

По вышеописанному способу была выполнена статуэтка женщины (см. рис. 8 вклейки) из куска дерева, лежавшего на открытом воздухе, также из эвкалипта. Когда основная форма фигуры была найдена, снизу через весь корпус до шеи было просверлено отверстие. до этого работа велась с консервацией поделки на ночь в полиэтиленовом пакете, лучше с прогреванием и оберткой газетами. Впоследствии цилиндрическое отверстие было заделано пробкой из заранее подготовленного куска такой же древесины (торцевую заделку цилиндрического отверстия можно легко сделать незаметной).

Так же выполнялся скульптурный бюст (рис. 38 вклейки) со сверлением сквозного отверстия от макушки головы через шею до основания.

Рассмотрим пример, когда практика резьбы по сырому дереву приводит тем не менее к большим неприятностям. Выполнялась из эвкалипта копия с гипсового слепка головы Христа (по Микеланджело). Древесина была свежесрубленная, необыкновенно красивая в сыром виде. Форма гипсового оригинала, почти круглого в основании, соблазнила сделать резьбу на торце соответствующего диаметра отреза ствола. Работа выполнялась в натуральную величину (по отношению к гипсу) с помощью контактной иглы и переносного мостика, о чем мы уже говорили выше. Гипсовый слепок был полым с тыльной стороны, вся скульптурная форма представляла корку толщиной от 8 до 15 мм, покрытую для прочности изнутри текстилем. Решено было также сделать полой и копию из дерева. Был скопирован внешний обвод модели, удалены снаружи лишние объемы древесины. Работа по сырому дереву шла легко. По контактной игле была скопирована и выбрана полость с некоторым припуском на толщину в надежде, что возможность высыхания изнутри избавит поверхность маски от трещин. для сушки применялся ускоренный метод паровой рубашки.

Но когда после обработки внешняя поверхность стала приобретать нужную форму, было замечено, что поделка быстро уменьшается в размере, т. е. с усыханием сжимается. Замеры впоследствии показали, что усадка размеров составила около 7%. Появились сильные перекосы, искажение лица, несоответствие внутренней и внешней поверхностей и как следствие этого — местами сквозные прорезы оболочки маски.

Читайте также:
Каким лаком покрыть мебель из дерева?

Пришлось доводить работу до конца на глаз, без контактной иглы, исправлять прорезы и перекосы. Никакое стягивание и скручивание веревками не помогло, трещины пришлось заделывать вставками.

Из этого примера можно сделать следующие выводы. Во-первых, свежесрубленная древесина — не то же самое, что древесина хотя и мокрая, но длительно лежавшая. Свежесрезанное дерево наполнено соком, что отяжеляет его значительно больше, чем дождевая влага. Во-вторых, учитывая специфику формы поделки (большая открытая внутренняя полость) и сильное наполнение древесины влагой, следовало после выемки внутренней полости дать древесине некоторую выдержку для сушки, придан внешней форме только приблизительную форму с запасом на усыхание и деформацию. Применить при этом метод ускоренной сушки с прогреванием в паровой рубашке.

Покажем еще на одном примере, когда использование сырой древесины привело к отрицательным побочным явлениям. Из свежесрезанного дерева диаметром около 80 см решено было выполнить массивную овальную раму также с расположением ее плоскости по торцу дерева. Направление волокон древесины к зрителю подкупало возможностью сделать лицо рамы монотонным да еще и с глубоким темно-красным цветом текстуры. Со ствола дерева был сделан поперечный срез толщиной 12 см, снята кора и легко удалена гнилая сердцевина. На образовавшееся кольцо наложена выкройка овальной рамы и так же легко вдоль волокон топором удалена лишняя древесина. далее в соответствии с задуманным профилем заготовки (рис. 42) топором и массивной полу круглой стамеской удалена древесина изнутри и снаружи заготовки, чтобы рама, имея меньшую массу, не так сильно трескалась при сушке.

Предполагалось, что ни трещин, ни коробления при сушке вообще в этом случае не должно быть: овальное кольцо при всюду одинаковом направлении волокон может только сжиматься с уменьшением размера рамы, что было не так важно для замысла. Поэтому заготовка рамы была помещена в прохладное место для естественной сушки под пресс.

действительно, при сушке на заготовке щелей не образовалось, но, несмотря на пресс, рама изогнулась по плоскости среза. Пришлось применить форсированную стяжку посредством двух металлических кусков трубы и закрутки из Веревки, чтобы выровнять раму в плоскости, заставить ее гнуться в обратную сторону. Так удалось ее выровнять, хотя при периодическом наблюдении приходилось менять положение стержней, накладывая их на самые выпуклые места. Окончательно заготовка высохла за несколько месяцев с небольшими отклонениями от первоначальных плоских срезов сторон, что уже можно было исправить в процессе дальнейшей обработки рамы.

Следует заметить, что аналогичные плоские срезы с торца того же дерева, оставленные для естественной сушки в таких же условиях (без закрашивания торцов, что в плоском срезе дерева было бы бессмысленным), коробления в плоскости не дали совсем или дали незначительные искривления, но зато все образовали шириною в палец радиальные трещины. В этом случае от изготовления овальной рамы из такой древесины пришлось бы или совсем отказаться или использовать аналогичные куски для заделки трещин со второго, соседнего данному по расположению в стволе, среза. Во втором случае вопрос чистоты отделки рамы и монотонности структуры был бы поставлен под сомнение.

Здесь можно сделать вывод, что работа в сыром дереве наряду с отрицательными побочными явлениями дала и положительные качества: быстрота отделки заготовки, достижение задуманного результата внешнего декора.

далее будет описана технология изготовления в дереве композиции с рыбой (см. рис. 21 вклейки), которую из сухого дерева выполнить вообще было бы невозможно. Правда, и композиция и ажурность резьбы, были задуманы в расчете блокировать возможные растрескивания изделия при его высыхании.

От леса до мастерской: изготовление слэбов своими руками

О незаурядных достоинствах слэбов мы уже успели поговорить в предыдущей статье. В этом же материале мы подробно остановимся на том, как своими силами заготовить этот без преувеличения величественный пиломатериал.

Слэбы из дерева своими руками: сложности и потенциальные риски

Как и обычная доска, деревянный слэб прежде чем превратиться из бревна в материал пригодный для работы проходит долгий путь, включающий множество технологических этапов. Но по понятным причинам заготовка массивных плит оказывается намного сложнее и трудозатратнее. Работа с тяжелыми бревнами требует привлечения больших физических сил, специальной погрузочной техники и транспорта. Для роспуска массивного дерева не всегда хватает возможностей стандартных пилорам, при этом возникают отдельные сложности с хранением и сушкой габаритных заготовок.

Читайте также:
Как сделать кораблик из дерева?

Решив взяться за это непростое дело, следует быть готовым и к возможным рискам. Так из многообещающего бревна, на транспортировку и роспуск которого было потрачено много сил, могут получиться совершенно невзрачные заготовки. Не следует списывать со счетов и того, что неправильная технология сушки может испортить всю партию благородного материала.

Но даже при всех сложностях и потенциальных рисках, заготовка слэба своими руками – это игра, стоящая свеч. Вы сможете создавать спилы желаемой толщины и формы, с ориентацией на ваши проекты, а не выбирать из того, что предложит поставщик. Даже принимая во внимание все сопутствующие затраты, в том числе на услуги коммерческих лесопилок, специализированную сушку и пр., рентабельность самостоятельной заготовки очевидна. С учетом неуклонно растущей популярности этого материала и его ценности, изготовление слэбов можно рассматривать как перспективную бизнес-идею.

Из каких деревьев делают слэбы?

В этом вопросе не существует каких-либо жестких условностей. Слэбы заготавливают из самых разных пород дерева с подходящим размером ствола. В наших широтах для этих целей традиционно наиболее популярны следующие разновидности деревьев.

Дуб. Спил имеет благородный цвет в диапазоне оттенков от светло-коричневого до желтовато-коричневого; заболонь более светлая. Текстура волокон преимущественно прямая, что позволяет легко нарезать и обрабатывать поверхность плиты. Дубовый слэб хорошо клеится, отделывается тонировочными составами и финишными покрытиями.

Карагач. Спилы имеют желто-коричневый или светло коричневый цвет с прожилками красно-коричневого или коричневого цвета. По мере высыхания древесина меняет цвет, становясь более темной. Расположение волокон у карагача прямое или слегка волнистое. Древесина имеет характерный блеск и особую муаровую текстуру. Работая с этим деревом, следует учитывать, что его мелкопористая структура создает определенные сложности на этапах шлифовки и нанесения отделки.

Лиственница. В зависимости от возраста древесины спилы имеют характерный золотисто-желтый или темно-желтый цвет и коричневые или светло-коричневые прожилки. Высокое содержание эфирных масел улучшает эксплуатационные характеристики древесины, но создает дополнительные сложности на этапах отделки.

Орех. Спил обладает особой декоративной текстурой и богатой цветовой палитрой. Зрелая древесина очень выразительна, она может иметь цвет в диапазоне от светло-коричневого до темно-коричневого. Орех склонен к образованию трещин, поэтому при работе с ним обязательным условием является сверление отверстий под крепеж.

Клен обыкновенный. Спил имеет светлый бледно кремовый цвет. Заболонь и зрелая древесина отличаются слабо. Текстура волокон клена тонкая и ровная, но может быть и довольно волнистой.

Вишня. Древесина отличается своей декоративностью. Зрелое дерево имеет мягкий розово-коричневатый цвет, со временем склонный к потемнению. Структура преимущественно ровноволокнистая.

Естественно, это далеко не полный перечень деревьев используемых для заготовки слэбов. Наравне с описанными видами не меньшей популярностью в наших широтах пользуется тополь, осина, липа, бук и другие лиственные деревья.

Особенности выбора дерева

Для заготовки слэбов выбирают стволы с многочисленными сучками, разветвлениями, всевозможными наростами. Спилы таких деревьев будут обладать большей природной скульптурностью, что, собственно, и является основным достоинством слэба.

Влажность древесины определяет цветовой оттенок спила. Наиболее интересная палитра присуща деревьям, спиленным в весенне-летний период. Стоит отметить и то, что кору дерева, заготовленного в это время, снять будет намного проще. Причем, удалять ее придется в любом случае, поскольку со временем она начнет отпадать сама.

Погрузка и транспортировка бревен

Для промышленной заготовки слэбов используют крупнотоннажные грузовики и специальную погрузочную технику. Но, если речь идет о единичных бревнах относительно небольших размеров, то погрузку и транспортировку вполне реально осуществить без привлечения серьезной спецтехники, ограничившись усиленным прицепом и лебедкой с тросом. Один из алгоритмов такой погрузки представлен на фото.

К борту прицепа крепят два усиленных пандуса. Расстояние между скатами должно быть таким, чтобы бревно располагалось максимально устойчиво, и его вес распределялся равномерно.

Суть этого метода заключается в закатывании бревна. Для этого один конец троса крепят к дальней стороне прицепа, а второй пропускают под бревном и подают в зафиксированную лебедку.

Читайте также:
Как сделать шкатулку своими руками из дерева?

Перед началом погрузки бревно должно располагаться строго параллельно прицепу. Для подстраховки используют большие клиновидные подпорки из дерева. Они же пригодятся для дополнительной фиксации бревна при перевозке.

Для фиксации бревен во время перевозки помимо клиньев обязательно используют стяжные ремни с храповым механизмом.

Роспуск бревна на слэбы

Распустить на толстые доски даже самые большие бревна вполне реально без привлечения промышленного оснащения. Для этих целей традиционно используют мобильные пилорамы – лесопильное оборудование на базе мощной бензопилы.

Естественно, такая ручная пилорама не обеспечит производительности промышленной лесопилки. Зато имея в распоряжении это оборудование можно заготавливать слэбы исключительно своими силами без привлечения сторонних ресурсов. Ну, и главное достоинство – это, конечно, то, что с таким оснащением появляется возможность работы непосредственно на месте. Следовательно, отпадает необходимость сложной погрузки и транспортировки бревен.

Еще одна возможная стратегия в данном вопросе – это обращение на коммерческую лесопилку, где за определенную сумму вам распустят бревна на слэбы желаемых размеров.

Две методики роспуска слэба

Классический слэб – это цельный спил толщиной не менее 50 мм. Распуская бревно на деревянные плиты, сердцевину, традиционно, оставляют более толстой – 100-120 мм. Это связано с тем, что из-за больших внутренних напряжений данная часть больше всего склонна к короблению и образованию трещин. Впрочем, даже увеличение толщины не может гарантировать целостность этой заготовки в процессе высыхания.

Чтобы получить широкую заготовку из двух небольших досок, можно просто склеить две половинки, предварительно хорошо острогав кромки. В этом случае роспуск проводят по схеме, изображенной на фото. Склейка такого щита хоть и противоречит философии настоящего слэба, но зато это удобная возможность получить широкую деревянную плиту из небольших досок. И, что более важно, в этом случае вы эффективно избавитесь от избыточных внутренних напряжений в древесине.

Сушка заготовленных слэбов

Сушка – завершающий и наиболее ответственный этап при создании слэбов. Нарушение технологии может привести к тому, что ценный материал, на заготовку которого было затрачено немало сил, будет испорчен, и вместо благородного слэба вы получите пусть и хорошие, но дрова.

Сушку больших заготовок проводят естественным способом на открытом воздухе. Суть этого метода заключается в укладывании досок штабелями, с сохранением между ними продуваемых просветов, через которые воздух уносит испаряющуюся влагу. Правильно организованная атмосферная сушка обеспечивает максимально естественный процесс высыхания заготовок, что снижает вероятность коробления и образования трещин вследствие высвобождения внутренних напряжений.

Сколько сохнет слэб – этот вопрос интересует многих. Атмосферная сушка процесс не быстрый. За год древесина просыхает на 20-25 мм по толщине. Таким образом, на сушку среднего слэба уходит минимум два года. Конечная влажность, к которой нужно стремиться, – 10-12%. До меньших показателей сушить мебельную заготовку не рекомендуется. Контроль влажности производят с использованием электронных влагомеров.

Показатели влажности на разных участках доски отличаются. Для получения корректных данных, датчик прибора нужно втыкать в пласть в доски, размещая его строго поперек волокон. Расположение влагомера от кромок должно быть не менее 3-5 см. Замер показателей вблизи торцов также может предоставить некорректные данные, поэтому вилка датчика должна располагаться от торцов на расстоянии не менее 0,5 м.

Не забывайте и того, что перед тем как приступать к обработке уже подготовленного и высушенного слэба, заготовка должна в течение двух-трех недель полежать в мастерской, чтобы выровнять баланс влажности.

Схема укладки слэбов для атмосферной сушки

Начните с правильного выбора места для хранения. Оно должно хорошо продуваться, быть не сильно солнечным, но при этом и не слишком затененным, а уж тем более сырым. На заранее выровненной площадке организуйте конструкцию, принцип которой изображен на схеме.

Овальная рама своими руками

Сегодня хочу рассказать и показать, как сделать своими руками в домашних условиях ОВАЛЬНУЮ РАМУ. Мне она понадобилась для оформления вышивки, которую вышили для меня, а именно для моей спальни в стиле шебби)) Естественно,что в магазине я купить ее не смогла, а багетные мастерские Ярославля такие рамы не производят. Поиск в интернете показал, что цены на подобные рамы нужного мне размера начинаются от 5-6 тыс рублей. Мастер-классов в помощь я тоже не нашла, поэтому пришлось сломать свою голову и то что из это получилось, я как раз и хочу показать.

Читайте также:
Как снять старый слой краски с дерева?

Очень надеюсь,что информация будет полезна.

Это первая часть мастер-класса, по изготовлению самой рамы.

Декорировать ее будем в другой истории))

1. 1 лист полистирола. Продается в строительных магазинах, как утеплитель. Толщиной 3 см. Это похоже на плотный пенопласт с мелко-зернистой структурой. Стоит порядка 100 рублей лист расзмером 60*120.

2. Макентый нож (канцелярский нож)

3. Ручная мелкая пилка или мужские руки и агрегат для распиливания))

4. Лист бумаги для макета.

5. Крупная шкурка.

6. Линейка, карандаш, булавки.

Мы имеем вышивку нестандартных размеров. Чтоб не мучиться с чертежами, я просто беру подходящее блюдо, размещаю по-середине и делаю замеры.

На листе бумаги обводим блюдо, прибавляем, сколько решили по каждой стороне. Это у нас будет “внутренний” овал.

Вырезаем бумажный макет и делаем примерку на вышивку.

В моем случае, запасы ткани по краям небольшие, поэтому я делаю в край, а во втором МК покажу, как я буду ее натягивать.

Далее накалываем бумажный макет на лист полистирола булавочками и обводим простым карандашом.

Когда у нас разметка макета нанесена на основу, я делаю метки по всему овалу. В моем случае по 1 см внутрь овала и по 4 см снаружи. Потом плавно соединяю их. Таким образом, ширина рамы у меня будет 5 см.

Если вы размечаете внутренний овал вышивки на макете “впритык”, то тогда обе метки -1 см и тогда уже 5 см, вместо 4 см нужно делать снаружи, от макета.

Пока я тут вычерчивала, у меня появился помощник, нарисовал своих линий, чтоб окончательно всех запутать))

Теперь можно пилить! Вот тут то и нужны мужские руки и распилочной агрегат. С помощью него удобнее выводить плавные линии. Можно, конечно, и ручной пилкой, просто дольше. Вообще, полистирол хорошо очень пилится и не оплавляется по краю.

Надо сказать, что это дело мусорное. опилочки мелкие, магнитятся, поэтому в перечень инструментов добавлю-ка я еще пылесос) Пилим внешний край.

Делаем примерку! Форма меня очень устраивает, осталось проработать овал в деталях.

Лист полистирола у меня толщиной 3 см (вообще они бывают, 2,5 и 10 см)

Та сторона, на которой была разметка будет нижней частью. Теперь мы используем нашу прорисованную метку в 1 см, для того, чтобы сделать паз, в который будет вставляться вышивка.

Макетным ножом проходим по всему овалу на глубину примерно 0,7-1 см, на ощупь)). И вторым действием по внутренней стороне прорезам перпендикулярно нашему прорезу ( я на глаз, но можно разметить).

Если сделали все правильно, то у нас прекрасно вынимается ненужная часть и остается ровный паз под вышивку.

Чтобы дальше было удобнее работать макетным ножом по наружной части рамы, я делаю на ней разметку: по середине и от середины по 1,5 см

Эти линии нужны для того, чтоб сгладить острые углы. Начнем с внутренней части. Вверху разметка есть, чтобы было ровно я откладываю 1 см вниз и срезаю угол.

Вот что получается.

Тоже самое проделываем с наружной кромкой.

Остались еще уголки, которые уже на глаз я срезаю ножом. Первая грубая шлифовка – тоже ножом.

Последние штрихи крупной шкуркой, опять же без пылесоса тут не обойтись))

Вот и все! Рама готова, осталось ее декорировать и вставить вышивку!

Это я сделаю в следующем Мастер-классе,заглядывайте в гости))

По данной технологии можно вырезать раму любой формы, да и не только раму!

Материал дает много возможностей. Он очень податлив, легок и недорог, что являемся большим его плюсом))

Если информация была полезна для вас, буду благодарна за отзывы и комментарии!

При использовании материалов, прошу ссылаться на мой мастер-класс.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Energoprib.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: